Японский концерн Honda Motor Co., Ltd. является крупнейшим в мире производителем мототехники, чьи заводы расположены во многих странах Азии и Европы, а также в США. Россияне хорошо знакомы с техникой этой прославленной марки, у нас продаются как новые, так и подержанные модели. Гамма дорожных мотоциклов охватывает все возможные классы.
КЛАСС «СУПЕР-СПОРТ»
Спортбайк Honda VTR1000 SP-2 почти идентичен гоночным мотоциклам, борющимся за чемпионский титул в классе «Су-пербайк». Мощный инжекторный двухцилиндровый V-образный мотор установлен в диагональную раму. Этот аппарат для агрессивной езды расширяет представление о том, что могут дорожные мотоциклы.
Еще один экстремальный спортбайк — Honda CBR1000RR (Fireblade) оборудован самым совершенным рядным четырехцилиндровым двигателем, возможности которого дополняют «цепкая» тормозная система и рулевой демпфер роторного типа с электронным управлением (усилие возрастает с увеличением скорости мотоцикла). «Огненное Лезвие», отличающееся компактными пропорциями, легкостью и послушностью в управлении, практически лидирует в классе литровых мотоциклов категории «Супер-спорт».
Самым легким и компактным мотоциклом в классе «600» с осени 2006 года стал Спортбайк Honda CBR600RR. Расположенные треугольником коленчатый вал и валы коробки передач позволили значительно сократить длину силового агрегата. Мотор оснащен системой впрыска топлива PGM-DSFI с двумя форсунками на цилиндр; размещенные ближе к воздухофильтру вторичные форсунки начинают работу но высоких оборотах коленчатого вала. Управляемые заслонки на впуске обеспечивают оптимальное количество подаваемого воздуха. Диагональная рама состоит всего из четырех алюминиевых отливок, она стала на 700 г легче и при этом жестче прежнего узла. Полностью регулируемая передняя вилка — картриджная, перевернутого типа, с трубами диаметром 41 мм. Задняя подвеска — системы Unit Pro-Link, в которой амортизатор (также полностью регулируемый) изолирован от рамы. Мотоцикл получил демпфер рулевого управления с электронной регулировкой. Передние тормозные диски диаметром 310 мм дополнены мощными четырехпоршневыми скобами радиального типа.
С момента дебюта в 1987 году один из самых популярных мотоциклов на планете класса «600» Honda CBR600F-41 многократно модернизировался. Его компактный рядный четырехцилиндровый двигатель с системой впрыска топлива установлен в диагональную алюминиевую раму с регулируемыми подвесками, которые значительно увеличивают удовольствие от вождения.
Маленький «почти спортбайк» Honda CBR125R довольно популярен в тех странах Европы, где 125-кубовыми мотоциклами можно управлять с автомобильными «правами». К сезону 2007 года мотоцикл значительно изменил внешность — теперь он похож на «настоящие» спортбайки моделей CBR600RR и CBR1000RR. Система впрыска топлива и выпускная система с катализатором соответствуют нормам Еиго-3. У мотоцикла также новая панель приборов с двумя циферблатами — спидометра и тахометра, и двумя поменьше — указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Силовой агрегат установлен в диагональную стальную раму, которая отличается оптимальной жесткостью.
КЛАСС «СУПЕР-МОТО»
Городской эндуро Honda FMX650 с одноцилиндровым «воздушником» с радиально расположенными в головке четырьмя клапанами. Жесткая рама — из стальных прямоугольных профилей, спереди установлена перевернутая вилка, сзади — энергоемкая моноподвеска с «прогрессией».
КЛАСС «СПОРТ-ТУРИЗМ»
История модели CBR1100XX Super Blackbird началась в 1996 году, когда Honda выбросила на рынок гиперспортбайк, который на тот момент фактически не имел конкурентов. Обтекаемая форма и агрессивный дизайн прямо указывают на скоростные возможности аппарата. Благодаря рядному четырехцилиндровому инжекторному двигателю жидкостного охлаждения объемом 1 137 см3 «Черный дрозд» обладает потрясающей динамикой — он, можно сказать, не ездит, а низко летает! Жесткая диагональная рама из алюминия, послушная, быстро реагирующая подвеска, чувствительные тормоза, тщательно продуманная аэродинамическая форма обтекателя и довольно комфортная посадка пилота и пассажира сделали этот гипербайк культовым для любителей быстрых путешествий на большие расстояния.
Одна из самых необычных моделей на рынке спорт-туреров — Honda VFR 800, у которой не привычный V-твин, а V-образная «четверка» с системой впрыска топлива, оснащенная двухступенчатой системой управления клапанами VTEC, которая объединяет преимущества двухклапанного двигателя с благоприятной характеристикой крутящего момента и высокую мощность самых современных четырехклапанных моторов. Кроме того, мотоцикл оборудован комбинированной тормозной системой Dual-CBS, которая включает в себя и ABS.
КЛАСС «ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЭНДУРО»
Большой туристский эндуро Honda XL1000V дебютировал еще в 1998 году, но оказался настолько удачным, что и сейчас способен противостоять новому поколению мотоциклов-кроссоверов. Укрепить его рыночные позиции должна проведенная к сезону 2007 года модернизация. Впрочем, конструкторы ограничились в основном фейслифтингом. Слегка измененные ветровое стекло и седло обеспечивают лучший комфорт в дальних поездках. Переработанная хвостовая часть машины сделала ее силуэт более динамичным. Защита силового агрегата выполнена теперь не из пластика, а из алюминия. В обтекателе появились запираемые карманы для «мелочевки». На новой панели приборов — указатель уровня топлива, который показывает дистанцию пробега на остатке бензина при данном расходе топлива. Технически же мотоцикл остался прежним: V-образная «двойка» жидкостного охлаждения с системой впрыска топлива, стальная рама, задняя подвеска Pro-Link с креплением маятника на картере силового агрегата, комбинированная тормозная система (по заказу — с ABS).
Осенью 2006 года концерн представил второе поколение мотоцикла двойного назначения Honda XL125V Varadero 125 с маленькой V-образной «двойкой». Двигатель получил впрыск топлива, что позволило ему уложиться в рамки норм Еиго-3. Силовой агрегат установлен в стальную дуплексную раму. Подвески (ход передней составляет 132 мм, задней — 150 мм) обеспечивают комфортную езду в любых дорожных условиях. К сезону 2007 года изменен и дизайн мотоцикла: передний полуобтекатель приобрел более спортивный облик, по-новому решена форма двух фар, обновлены и зеркала заднего вида. Мотоцикл выпускается также в «люксовой» версии.
Мотоцикл двойного назначения XL 650V TRANSALP появился в программе концерна в 1987 году, позже обновлялся его дизайн. Надежный V-образный мотор вкупе с универсальной ходовой частью обеспечивает оптимальное сочетание скорости и комфорта турера с отличной проходимостью внедорожника.
Модель двойного назначения Honda XR125L скорее мотоцикл-скрэмблер, чем спортивный аппарат: он оснащен «спокойным» малофорсированным двухклапанным двигателем воздушного охлаждения, задним барабанным тормозом, подвесками со скромными ходами. Зато эта машина оборудована полным комплектом светотехники и вполне пригодна для езды по дорогам общего пользования.
КЛАСС «ТУРИЗМ»
Флагман модельного ряда в классе «туризм» — Honda GL 1800 A Gold Wing — самый большой и тяжелый серийный мотоцикл, поражающий роскошью и монументальным дизайном. Внешний вид аппарата, его повадки, ощущения от езды и, наконец, производимое им впечатление — все выходит за рамки традиционных представлений о двухколесной технике. Несмотря на то, что это один из самых дорогих мотоциклов в мире (в России его цена составляет более 800000 руб.), он не редкость в нашей стране. «Золотое Крыло» вот уже на протяжении четверти века удерживает титул лучшего туристского мотоцикла. Оппозитный шестицилиндровый двигатель сохранил конструктивную схему предшествующей модели. Карбюраторы сменила система впрыска топлива, полностью изменена ходовая часть: появились диагональная рама из алюминиевого сплава и задняя подвеска Pro-Link с консольным креплением рычага. Комбинированная тормозная система — с ABS. Мотоцикл обладает значительной грузоподъемностью, большим комфортным сиденьем для двоих и такими техническими новшествами, как регулировка тормозного усилия с помощью мотора и передача-реверс с электроприводом. В стандартную комплектацию включены система круиз-контроля и RDS-радио. Пытаясь улучшить то, что уже и так практически совершенно, специалисты концерна Honda при проектировании новейшего Gold Wing использовали все последние инновации в области дизайна, безопасности и экологичности.
КЛАСС «КЛАССИК»
Большой, мощный, сияющий хромом и полированным алюминием классический мотоцикл Hondo CB1300F неизменно притягивает взоры всех, кто его видит. Внушительный и мощный рядный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения готов обеспечить «рвущее покрышки» ускорение. Модель пользуется устойчивым спросом среди разных групп мотоциклистов, которые не стремятся иметь «самый большой» или «самый быстрый» мотоцикл, а хотят мощный, надежный «стандарт», который выглядит грубо, ездит хорошо и, кроме того, отличается повышенным качеством и вниманием к деталям. Кроме того, аппарат популярен для всевозможного тюнинга.
Модель Honda CB900F Hornet является ярким представителем мотоциклов-стритфайтеров. Легкосплавная хребтовая рама Mono-Backbone выставляет на всеобщее обозрение двигатель с двумя похожими на пушки глушителями, расположенными под изящным обтекателем седла. Двигатель «Шершня», взятый с Fireblade, не оставит равнодушным любителя мощных мотоциклов, а «цепкие» тормоза с четырехпоршневыми скобами помогают обуздать эту мощь.
Совершенно новая версия мотоцикла Honda CB600F Hornet была представлена в октябре 2006 года на мотосалоне Intermot в Кельне. В основе силового агрегата — узел от новейшего спортбайка модели CBR600RR образца 2007 года, с расположенными треугольником коленчатым валом и валами коробки передач. Пиковая мощность мотора снижена, зато увеличен крутящий момент на средних оборотах коленчатого вала. Совершенно изменилось и шасси мотоцикла — так, вместо прежней стальной рамы применена сваренная из трех алюминиевых отливок хребтовая конструкция, гораздо более легкая и жесткая. Спереди установлена нерегулируемая телескопическая картриджная вилка перевернутого типа (ход колеса 120 мм), моноамортизатор задней подвески (ход колеса 125 мм) соединен с алюминиевым маятником без промежуточного рычажного механизма. Возможности регулировки подвесок ограничены: только предварительное поджатие пружины заднего амортизатора. Передние тормозные диски диаметром 296 мм оснащены двухпоршневыми скобами, задний 240-миллиметровый диск — с однопоршневой скобой.
По заказу возможна установка комбинированной тормозной системы с ABS. Мотоцикл комплектуется иммобилайзером с микросхемой в ключе зажигания. Вообще, средние «классические» мотоциклы приобрели в последние годы настолько широкую популярность, что продажи в этом классе опередили «суперспорт» и превратили «классиков» в крупнейший и самый быстрорастущий класс мотоциклов в Европе.
КЛАСС «НЕОКЛАССИК»
Неоклассик Honda CBF1000А стал достойным развитием модели СВF 600, отличаясь максимальным сочетанием комфорта дорожного и городского мотоциклов. Еще одна модель этой категории — Hondа СВF 600S ABS, как и ультраагрессивные стритфайтеры семейства Hornet, совмещает в облике городского мотоцикла динамичное ускорение и быстроту управления.
КЛАСС «КРУИ3ЕР»
Самый большой двухцилиндровый чоппер в производственной программе концерна — Honda VTX1800C — во время своего дебюта в 2000 году произвел настоящий фурор, в первую очередь из-за гигантского, объемом 1800 см3, V-образного двухцилиндрового мотора жидкостного охлаждения. Гигантский стильный мотоцикл с низкой посадкой водителя оборудован мощной перевернутой телескопической передней вилкой и внушительной системой выпуска «два в одном». Привод заднего колеса — карданным валом. При всей монументальности мотоцикла его цена ниже, чем у аналогичных машин других марок с более умеренными характеристиками.
Классический большой чоппер YTX1300S является золотой серединой между версиями VTX1800С и VT750C. Стиль мотоцикла формируется широким блестящим изогнутым бензобаком, клиновидными крыльями, широкими упорами для ног, а так же традиционными колесами со спицами.
Несмотря на размеры и вес, мотоцикл легок в управлении и имеет отличную динамику. Модель Honda VT750C Shadow являет собой достаточно «демократичную» по кубатуре, мощности и цене версию круизера. Конусообразный бензобак и спицованные колеса разного размера формируют неповторимую стилистику «Тени», а внушительные двойные выхлопные трубы гармонируют с мощным V-образным мотором. Особенности аппарата — комфорт вкупе с выверенной эргономикой и низкой посадкой водителя.
В стилистике 40-летней давности выполнен «чоппероид» Honda VT750DC SHADOW SPIRIT. Яркая примета машины — «воздушная» облегченность передней части мотоцикла и нарочитая массивность задней. Технически эта машина схожа с круизером VT750C Shadow: V-образная инжекторная «двойка» жидкостного охлаждения, карданный привод заднего колеса, стальная дуплексная рама. Спереди установлена телескопическая вилка обычного типа (ход колеса 1 15 мм), сзади — маятниковая подвеска (ход колеса 90 мм), амортизаторы имеют регулировку предварительного поджатия пружин.