Многоканальный телефон

Вектор скорости.

Новое поколение Honda Legend уже с 2004 года производится и продается в Японии. Теперь же дошла очередь и до европейской версии этой модели, которую нам довелось испытать в австрийском Зальцбурге.

   Технологии будущего, инновации, радикальные перемены — такие задачи ставят перед собой многие компании, причем, как можно заметить, в большинстве своем японские. И Honda здесь не исключение. Эта компания, в основном известная своей автомобильной продукцией, преуспела и во многом другом. Реактивные самолеты, альтернативные источники энергии, да тот же умный робот ASIMO, уже не первый год поражающий воображение многотысячной публики на крупных автомобильных выставках.
Совершенствование технологий, похоже, главный пункт, которым руководствуются хондовцы. Это касается и их новой флагманской модели бизнес-класса Honda Legend. Еще до знакомства с самим автомобилем, в самолете, я углубился в чтение довольно внушительного пресс-релиза, посвященного новинке. Количество инноваций, описанных в нем, удивило бы и видавших виды автознатоков. Забегая вперед, скажу, что для демонстрации действия некоторых инновационных систем новой Honda Legend устроители даже подготовили специальный тестовый полигон.
Но обо всем по порядку. Начнем с внешности, что, согласитесь, справедливо, поскольку именно она очень важна для автомобиля такого класса. Впрочем, представительности, или скорее пафоса, свойственного многим большим седанам, во внешности Honda Legend оказалось как раз минимум. Покатый клиновидный кузов, агрессивная «морда» с узкими хищными фарами и острой хромированной решеткой радиатора, короткая аккуратная корма — все это визуально придает автомобилю динамичность и спортивность. Да и с габаритами автомобиля создатели пошли наперекор большинству. И если это большинство намеренно увеличивает размеры автомобиля, условно переводя его в сегмент повыше, то хондовцы, наоборот, взяли да и уменьшили габаритную длину по сравнению с предыдущей Legend. Дескать, плевать на пафос, пусть лучше машина будет выглядеть более спортивно и тогда наверняка на фоне грузных «членовозов» придется многим по вкусу. Впрочем, в остальных размерах новая Legend прибавила, как по ширине, так и по высоте. И это вполне ощутимо в салоне — свободного пространства хоть отбавляй. Понравились удобные сиденья, отделанные перфорированной кожей, симпатичная двухъярусная (по последней хондовской моде) передняя панель, стильный щиток приборов с темно-синей подсветкой. Качество отделочных материалов также на высоте, а вставки из черного клена и хромированные детали заметно освежают салон.
В плане эргономики также без проблем: все основные элементы управления находятся под рукой, пользоваться ими удобно, все интуитивно понятно. В самом центре торпеды расположился крупный сенсорный дисплей, на котором отображается вся основная информация и куда также передается изображение с камеры заднего вида.
О системе кондиционирования нужно упомянуть отдельно. И дело тут не в том, что установленный на новой Honda Legend климат-контроль действует в двух зонах, в передней и в задней частях салона — для автомобилей такого класса это уже норма. Тут «фишка» в другом. В верхней части приборной панели установлен датчик солнечного света, регулирующий потоки воздуха в зависимости от направления солнечных лучей!    Скажем, если солнце окажется у вас по правому борту, то и воздушный поток из правых дефлекторов будет интенсивнее, компенсируя асимметричный нагрев. Неплохо, правда?
Другое не менее интересное нововведение касается шумоизоляции. Помимо множества звуко-и виброизоляционных материалов, установленных чуть ли не по всему кузову, создатели наградили новую Legend и системой активного подавления шума. Схема такова:
в передней и задней частях салона установлены два микрофона, улавливающие низкочастотные колебания, исходящие от трансмиссии. Информация от них передается на специальную установку активного глушения шума, которая в свою очередь передает обратный звуковой сигнал в противофазе через усилитель на колонки аудиосистемы и сабвуфер. Результат «самопоедания» звуковых волн дает ощутимое снижение шума — на 10 дБ. Подавление шума осуществляется также и в выхлопной системе, посредством специальных клапанов, которые срабатывают, когда частота вращения коленвала достигает 3500 об/мин. И в самом деле, если особо не давить на «гашетку», в салоне новой Honda Legend сохраняется тишина. Лишь на высоких скоростях в салон проникают аэродинамические шумы, исходящие в основном от боковых зеркал.
Новая Honda Legend оснащается 3,5-литровой бензиновой V-образной «шестеркой», выполненной из алюминия. Мощность под стать немалым габаритам и весу автомобиля — 295 л.с. (максимальный крутящий момент 351 Н-м). Казалось бы, машинка будет «зажигать» со старта, ан нет. То ли дело в современных требованиях к выхлопу и, как следствие, в «задушенности» мотора на низах, то ли в некоторой несогласованности работы тандема двигатель—автоматическая трансмиссия, но сказать, что динамика новой Honda Legend произвела яркое впечатление, мы не можем. Со старта машина ускоряется довольно вяло, при подходе к 5000 об/мин вроде бы оживает, но ненадолго, и уже после 6000 об/мин снова спад. Порой кажется, что под крышкой капота установлен мотор меньших размеров и мощности.
Как ни странно, в данном случае не особо спасает и ручной режим коробки передач. Перебирая передачи селектором или специальными лепестками на рулевом колесе, добиться максимальной отдачи от силового агрегата все равно не удается. Мотор выкручиваешь, а особого драйва не ощущаешь, как будто электроника отсекает подачу топлива заранее, с запасом.
Зато курсовая устойчивость автомобиля тянет на твердую пятерку. Даже на максимальных скоростях ни малейшего намека на рысканье или уводы, что называется, идет как по рельсам. С плавностью хода также все в порядке. И хотя настройки подвески (передняя — двойная двухрычажная, задняя — многорычажная) могут показаться довольно жесткими, даже на неровных дорогах в салоне сохраняется вполне приемлемый комфорт.
Но главное нововведение, благодаря которому новая Honda Legend демонстрирует прекрасную управляемость, устойчивость и сбалансированность, это автоматическая система полного привода SH-AWD.
В обычном режиме движения Honda Legend — переднеприводной автомобиль. В зависимости от ситуации на заднюю ось может перебрасываться от 30 до 70% общей мощности двигателя. С передней оси крутящий момент передается через легкий карданный вал, выполненный из композитного материала, на так называемое устройство ускорения и следом на гипоидную зубчатую передачу, вращающую выходной вал. Этот вал связан с полуосями заднего моста, причем в зависимости от ситуации на одно из задних колес может передаваться 100 % крутящего момента.
Как это работает? Попробуем разобраться. Прежде всего о главной изюминке — заднем узле, который содержит три комплекта планетарных передач с электромагнитными муфтами. Первый из них фактически заменяет центральный дифференциал, а два других, предназначенные для каждого заднего колеса, обеспечивают функции дифференциала повышенного трения. Похожая схема встречалась на том же Mitsubishi Lancer Evo, но с новой Legend хондовцы пошли еще дальше. Теоретически система SH-AWD предназначена для улучшения управляемости при прохождении сложных поворотов. Если, к примеру, изобразить на листе бумаги векторы скорости каждого колеса автомобиля при повороте, то можно заметить, что для предотвращения избыточной поворачиваемости на заднем внешнем колесе скорость и крутящий момент должны быть больше. За все это, собственно, и отвечает электронный блок, отслеживающий информацию от датчиков (скорость ращения колес, боковое ускорение, угол поворота руля, обороты мотора и т. д.) и передающий импульс на электромагнитную катушку. Та в свою очередь варьирует давление в каждой из задних колесных муфт и через солнечные колеса планетарок регулирует крутящий момент на задних колесах. В результате одно из задних колес нужный момент может получать весь крутящий момент задней оси.
Но и это еще не все. Ведь если скорость вращения заднего колеса будет превышать среднюю скорость двух передних колес, то это в итоге благоприятно скажется на поворачиваемости автомобиля, — векторная алгебра, как-никак. За это в ответе третий планетарный механизм (он же устройство ускорения), который в обычном режиме передает крутящий момент на ведомый вал в соотношении 1:1, то есть без изменения передаточного отношения. А вот в повороте срабатывает муфта, и планетарный редуктор меняет передаточное отношение, вследствие чего скорость на выходном валу (к задней оси) увеличивается на 5%. Благодаря этому колеса и раскручиваются с большей угловой скоростью, что улучшает управляемость автомобиля.
Чтобы мы смогли оценить эту инновационную систему в действии, устроители подготовили специальную трассу на тестовом хондовском полигоне. Постоянные крутые повороты, шпильки, подъемы, резкие спуски... и никаких тебе уводов. Небезопасно, но надо бы еще пару кругов, чтобы «вкататься» в трассу. И вот первый серьезный поворот — перебор на входе со скоростью, намеренный доворот, и машина бочком уходит в боковое скольжение. Вроде бы все как обычно, но тут электроника вступает в игру: максимум момента — на заднее внешнее колесо, и автомобиль выравнивает траекторию. После чего умная система SH-AWD перераспределяет момент между задними колесами, чтобы на этот раз не дать развиться заносу. Четко, прогнозируемо, понятно.
Конечно, такая схема полного привода довольно сложна, да и дороже привычных схем с традиционными дифференциалами, но она того стоит: предсказуемое поведение, ни сносов, ни заносов. Просто класс, бизнес-класс! Кстати, распределение крутящего момента между колесами графически отображается и на дисплее в центре Торпедо, так, для тех, кому это интересно.
Вторая часть испытаний на полигоне была посвящена системам безопасности, а их на новой Honda Legend оказалось предостаточно. Это и капот на пиропатронах, выстреливающий и поднимающийся чуть вверх, чтобы уменьшить повреждения пешехода в случае столкновения, и поворотные ксеноновые фары, и, наконец, адаптивная система круиз-контроля, автоматически отслеживающая расстояние до впереди идущего автомобиля. При уменьшении дистанции электроника подает сигнал и немного прижимает ремнями безопасности тело водителя. Если же ситуация критическая, то ремни зажимаются еще сильнее, электроника отсекает по дачу топлива и задействует тормозную систему, чтобы хоть как-то облегчить последствия столкновения.
Что сказать, напичкана новая Honda Legend по последнему слову техники. Можно ли считать это очередным инновационным прорывом? Пожалуй, автомобиль того достоин.    Правда, и конкуренты не дремлют. А приобрести это техническое чудо можно уже с начала сентября в салонах официальных дилеров Honda. И не поленитесь внимательно прочесть описание комплектации. Количество пунктов предлагаемого, пусть даже базового, оборудования вас приятно удивит.



Источник: журнал «What car?», сентябрь 2006 года.


Все публикации о Honda